про буквы от А до Я

В 2024 году мы со студентами участвовали в Буквальном челлендже. Ребята рисовали буквы, а я делала небольшие посты-карточки и рассказывала об особенностях построения букв, шрифта и леттеринга. К сожалению, эти карточки затерялись в ленте моего телеграм-канала. Так что я решила вынести их на отдельную страницу.
Буква А
Буквы по своей конструкции бывают строчными и прописными, прямыми (печатными) и курсивными. Выбирая форму букв для своего леттеринга, старайтесь придерживаться единой конструкции и не перемешивать буквы между собой, если того не требует ваша графическая идея.
Буква Б
Гармония внутри леттеринга и шрифта достигается за счёт конструктивной рифмы элементов. Это означает, что конструктивно схожие элементы и узлы следует делать одинаковыми.

Буква Б хороший тому пример, так как она рифмуется с очень многими знаками:

  • «шапочка» Б повторяется в буквах Е, Г, Т и от части в Ъ;
  • полуовал / «пузико» Б рифмуется с буквами В, З, Р, Ь, Ы, Ъ, Я и буквой О, а следовательно с буквами С, Ф, Ю, Э;
  • основной штрих рифмуется со всеми прямыми и диагональными буквами такими как Н, К и А.
Буква В
В леттеринге и шрифте буква В является знаковой буквой. Это означает, что ее форма и взаимосвязь с другими буквами способны сформировать характер всей надписи.

Как правило, полуовал буквы В и овал буквы О имеют схожую форму и пластику. Полуовал и узел вертикаль+полуовал в буквах В и Р так же принято делать одинаковыми. Такая конструктивная рифма элементов обеспечивает повторяемость форм и, как следствие, помогает достичь большей гармонии внутри надписи.
Буква Г
При работе с буквами я использую два принципа: конструктивная и графическая рифма. Конструктивная рифма основана на прямом повторении конструктивно одинаковых элементов в буквах. Например, «шапочки» в буквах Г, Е и Б имею родственную конструкцию (вертикаль+горизонталь) и должны быть одинаковыми. При этом буква Р совсем не обязана с ними рифмоваться, так как она имеет другую конструкцию (вертикаль + полуовал). Этот принцип помогает построить хорошую и правильную буквенную базу для леттеринга.

Графическая рифма основана на повторении визуально схожих элементов и помогает сделать надпись более выразительной. На второй и третей строке я разместила примеры использования графической рифмы. В них «вырезы» на горизонтальных штрихах размещаются ритмически красиво, а не конструктивно верно.
Буква Д
Буквы Д и Л всегда ходят парой. В современном шрифте и леттеринге эти буквы принято рифмовать между собой. При этом форма буквы А, как правило, отличается от формы домика Д и Л. Это улучшает читаемость и придаёт динамику, за счёт разнообразия форм.
Буква Е
Для построения букв важную роль играют базовые линии. Верхняя и нижняя базовые линии определяю высоту букв, а средняя линия определяет талию букв. То есть положение серединных узлов.

Средняя линия лежит не на геометрическом, а на оптическом центре. Серединные элементы лежат на средней линии неровно — талия симметричных букв находится на оптическом центре, талия букв открытых сверху или снизу смещается вверх или вниз соответственно. Так что фактически у шрифта не одна талия, а целых три.
Буква Ё
Буквы не то, чем они кажутся. В этом легко убедиться если рассмотреть их поближе. Возьмем в качестве примера самую простую букву Ё. Без засечек и без контраста.
Пример слева построен верно с геометрической точки зрения — одинаковая ширина вертикальных и горизонтальных штрихов, такой же диаметр в точках-акцентах, одинаковая длина горизонталей. Но визуально этот знак выглядит несбалансированным: горизонтали кажутся толстыми, средний штрих выходит за границу буквы, точки-акценты смотрятся маленькими.

Знак справа выглядит более гармонично. Он нарисован с учетом визуального восприятия формы и с соблюдением всех оптических компенсаций:

  • горизонталь уже чем вертикаль;
  • верхняя часть буквы меньше чем нижняя;
  • средний штрих размещается на оптическом центре;
  • средний штрих прячется во внутрь;
  • диаметр точек-акцентов чуть больше чем чем ширина штрихов;
Буква Ж
Есть такое мнение, что буква Ж это самая сложная, самая страшная буква в кириллице. Но с точки зрения шрифтовой рифмы буква Ж — это всего лишь две буквы К.
Буква З
Как построить букву З? Как правило буква З соединяет в себе левую часть буквы Э и правую часть буквы В.
Буква И
Говоря о букве И, хочется коснуться темы распределения контраста (распределения тонких и толстых штрихов). Слева вы видите общепринятое распределение контраста в букве И и схожей с ней латинской букве N.

Есть мнение, что делать букву И с толстой диагональю — это верх непрофессионализма. Но! Это не всегда так. Я считаю, что для создания выразительного леттеринга можно нарушить любое правило. Подчеркивая диагональ в букве И, можно добиться необычной ритмики внутри надписи и придать ей дополнительную динамику. В качестве примеров я собрала работы советских леттереров, которые частенько использовали этот приём.
Буква Й
Буква Й от буквы И отличается лишь наличием диакритического знака, который так же называется кратка, бреве или акцент.

В классическом шрифте акцент в букве Й располагается над строкой и имеет форму «улыбочки». А вот в леттеринге с этим элементом можно поиграть, подстраивая его под ритмику и стиль надписи.
Продолжение следует...