Уроки природы
Посмотри вглубь природы, и тогда ты все поймешь лучше
- Альберт Эйнштейн

Я собрала 11 своих студентов и предложила им поразмышлять на тему бесконечной мудрости природы. Результатом этих размышлений стала серия плакатов под общим названием «Уроки природы».
Естественный отбор
Екатерина Лебедева
Данная работа является попыткой художественного осмысления фундаментальных механизмов природы, таких как естественный отбор. Каждый элемент природы, от свирепого хищника до хрупкой травинки, проходит суровый естественны отбор. Вытесняя или поглощая друг друга, каждый из них приспосабливается к окружающей среде, к своим «соседям» и в конечном итоге погибает или занимает своё место в этом мире.

В этой борьбе происходит формирование бесконечно разнообразных и удивительных организмов. Они находятся в постоянном процессе изменения и приспособления. Развитие одного вида влечет за собой преобразование «соседа». И среди множества случайных изменений природа оставляет лучшие, самые полезные для выживания.

Такова неспокойная воинствующая гармония в природе. Она как строгий мастер, без жалости отсекает все не нужное, создавая свои шедевры.
Эстетика этой работы черпает вдохновение из средневековых европейских и древнерусских буквиц. «Звери» внутри букв теснятся и взаимодействуют, занимая положенное им место. Они расположены относительно друг друга в логике пазла, чтобы подчеркнуть связанность элементов природы в каждой отдельной среде обитания. «Ковровое» расположение букв призвано создать ощущение пространства, наполненного жизнью. Форма некоторых букв частично заимствована из устава и далее преобразована для более легкого прочтения и заполнения графикой. Животные, представленные в графическом наполнении, ограничены обитателями средней русской полосы для привязки к географической территории, что сделано для дальнейшего развития данной работы в серию. Акцентный красный цвет является одним из природных сигналов, предупреждающих об опасности. Агрессивный красный должен напоминать, что и в чарующем кружеве листьев на дереве, и в хитросплетении травинок, и под спокойной водной гладью всегда продолжается борьба за существование.
Гибкость
Анна Астахова
Наверное, свое описание к этой работе следовало бы начать с того, почему я выбрала эту фразу для своего леттеринга. Я не знаю, чем обосновать выбор этого отрывка, кроме моих личных глубинных переживаний, но я могу вам рассказать о встрече с этой цитатой. Первый раз я ее услышала в 16 лет, когда смотрела фильм "Сталкер", мне эти слова врезались в память. Потом, читая дневники Тарковского, я узнала, откуда он взял этот отрывок. Оказывается, что позаимствовал он его из эпиграфа к повести Лескова "Скоморох Памфалон", а тот, в свою очередь, взял его из работ древнекитайского философа Лао-Цзы. Уже сейчас, когда я начинала рисовать эту работу, поблуждав по интернету, узнала, что может быть Лесков вдохновился этим отрывком из дневников Л.Н. Толстого, который глубоко изучал древнекитайскую философию.
Из-за такого путешествия фразы от одного автора к другому, фраза могла приобрести новые оттенки, которыми ее окрасили произведения этих авторов. И мне нравятся такие ее возможные метаморфозы. Поэтому мне бы не хотелось каким-то образом интерпретировать, вносить какую-то "ясность", давать объяснение этой цитате. Пусть родится множество прочтений, окрашенных новыми оттенками мысли. Пусть это произойдет лично, у каждого внутри, во внутреннем монологе. Я надеюсь, что каждый в этой работе сможет увидеть что-то особенное, кого-то эта работа заинтересует, кого-то, может, оттолкнет. Но я надеюсь, что тех, в ком она откликнется, она согреет и принесет радость, а может быть даже надежду…хоть на минутку. Спасибо
Отражение
Наталия Кутько
Пейзаж печален всегда, когда печален человек
К. Паустовский.

Замечали, что иногда и солнце светит, и море шумит, и птички поют, а все как-то не так? А бывает, что дождь барабанит, ветер в лицо, а все равно внутри какой-то покой, как будто солнце греет изнутри? Получается, что внешнее- это всегда отражение внутреннего?

Печальный пейзаж для меня это осень, с ее прекрасно увядающей природой. Это холодные дожди и капли, стекающие по стеклу, собирающиеся в замысловатые узоры, это разноцветные листья, шуршащие под ногами, это птицы, улетающие на юга. Но осень-это не конец, это начало чего-то нового! Ведь впереди белоснежная зима, а потом наступит весна с ее цветущими садами и молодой зеленью листвы, птицы вернутся и снова будет лето!
Так и внутри нас, за осенью обязательно наступит весна! Только сменой погоды мы можем управлять сами!

Стоишь на краю лужи, не боясь намочить ноги, смотришь вниз, под ноги, а видишь серо-голубое небо, облака, спешащие куда-то. Чудеса!) Небо, не яркое, немного уставшее, но в нем можно рассмотреть тепло, уходящего лета. Буквы-лужицы собрались вместе. Смотришь, думаешь, как же все скоротечно.

Вот желтый лист упал с соседнего клёна и приземлился прямо у ног. Ноги промокли, дождь не перестает лить , прохожие спешат по тёплым домам, а ты стоишь и греешься теплом внутри себя. Помните, как у А. Барто в стишке? « Смотрю я в стекляшку зелёного цвета и снова зима превращается в лето». Получается, что лето внутри нас) и оно с нами всегда, круглый год. А захочется похандрить, что тоже нужно иногда, устройте себе краткотечную осень, но всегда возвращайтесь назад, в лето.
Другое чувство
Лада Хилюк
Эта шрифтовая композиция не является случайной, она создавалась как часть большого тематического проекта "Голос природы", ограниченного лишь рамками формата, а способы воплощения были отданы на откуп авторам. Идея выкристаллизовалась не сразу, сначала было понятно только, что это будет именно шрифтовой плакат с минимальным количеством декора. К пониманию форм и пропорций букв меня подтолкнул один референс - захотелось заполнить пространство листа неким подобием орнамента. Что касается фразы, она придумалась мной довольно давно и является производным от названия песни горячо любимого мной британского музыкального коллектива Depeche Mode. Природа для меня действительно является персональным Богом - в ней я нахожу ответы на многие вопросы, она вдохновляет меня, помогает раскрыться эмоционально и укрепиться физически, побуждает творить красоту, учит любить и ценить этот мир.
И вот несколько идей сошлись в одну - фраза на латинице, узкие вытянутые пропорции букв, орнаментальное заполнение листа, минималистичная типографика - в голове сразу всплыл образ русской брусковой вязи. Я быстро отстроила сетку и собрала макет фразы в графической программе. Дальше были поиски форм соединительных штрихов и окончаний, межстрочных интервалов и композиции. Работа удовлетворила меня окончательно, когда я нашла колористическое решение совершенно не подходящее, казалось бы, к теме природы. Но в этом и состоит главная задача любого творческого проекта - привлечь внимание и произвести впечатление, и я полагаю, что мне это удалось.
Постоянство перемен
Алена Хан
Только ритмы, одни только ритмы,
бесконечное множество ритмов,
их биенье, круженье, теченье,
и пересеченье,
и противоборство…

Юрий Левитанский
В Онежской губе Белого моря приливы приходят дважды в сутки, около 6 часов длится каждый прилив и отлив. В то время, когда море в заливе отступает, обнажается длинная отмель, собственно дно морское, по которому можно дойти до ближайших маленьких островов. Движение волн образует из песка неповторимые полосатые узоры, они и подсказали идею. Море дышит приливами. В древности песок был скалами или ракушками, большое растет из малого, ритмично и плавно одно перетекает в другое. В соответствии с этим основной штрих получил динамичную изогнутую форму. Высота строк неизменна, некоторые штрихи пересекают границу, вертикальный ритм усиливается за счет узких пропорций букв, а текучие линии разбивают паузы горизонталей. Узор сложился.
Прогуляйся со мной
Анастасия Петрова
Прогуляйся со мной от весеннего нежного леса, вдоль оврагов и летних ручьев, сквозь волшебные желтые рощи к белоснежной безмолвной зиме.

Анастасия Петрова


Моя фраза появилась в результате размышления о красоте каждого времени года, их бесконечной цикличности. Наблюдая за тем, как они сменяются, можно провести параллели со стадиями любой жизненной формы на планете: от зарождения до угасания. Но также фраза несёт в себе скрытый подтекст. А может быть и более очевидный? Это предложение прогуляться сквозь всю жизнь, наслаждаясь её разнообразием.
Визуальный образ работы формировался постепенно, и даже с небольшими муками. Я быстро нашла стилистику букв, а вот с композицией и фоновым рисунком пришлось поработать усерднее: найти подходящую форму деревьев, переплетения ветвей и их лаконичное сочетание с текстом.

Вырезанные буквы на стволах деревьев складываются в вертикальные строки, которые медленно ведут зрителя сквозь время. Цвет моей работы жизнерадостный и яркий, перекликающийся с темой разнообразия сезонов, а также предлагающий смотреть на мир взглядом ребёнка, полным восхищения и удивления от окружающей красоты.
Семечко
Ольга Торгова
A seed hidden in the heart of an apple is an orchard invisible.
Семечко, сокрытое в сердце яблока - невидимый сад.


Очень люблю эту фразу. Она в простой формулировке знакомых вещей раскрывает прекрасную идею множественности миров внутри всего живого. Так в яблоке - начало целого сада, в ребенке - начало целого мира, в каждом из нас - зерна, чей рост даёт нам силы и мужество встречать невзгоды и менять мир вокруг себя.
В работе я хотела передать настроение, заросшего сада. Места, где деревья помнят человеческие руки, хотя даже дома не сохранилось. Для этого выбрала ковровое композиционное решение и простые в построении графемы, с помощью декора добавила визуальные отсылки и получила заросший уголок, где глаза выхватывают то зребщее яблоко, то пятно цветущего иван-чая, то пичугу. И всё это живёт своей жизнью, но переплетено друг с другом. Мне кажется, что-то похожее происходит и внутри человека: зреют планы, цветут идеи, поют или горюют чувства - всё переплетено в единый, незримый для постороннего глаза, сад.
Меняй листья. Сохраняй корни.
Леттеринг: Ольга Торгова
Иллюстрации: Анна Сурначева
В основе фразы - цитата Виктора Гюго: «Меняйте Ваши мнения, сохраняйте Ваши принципы: меняйте листья, сохраняйте корни». Но в короткой версии мне видится более интересный смысл, чем размышления о мнениях и принципах. Так что, в работе я хотела сделать упор на возможность каждого из нас к внутренним и внешним переменам, на том, что какие-то изменения происходят без нашего на то желания и согласия, но это тоже часть жизни, на том, что некоторые циклы неразрывны, но и тесно друг с другом связаны, на том, что куда бы не унесло ветром перемен, нельзя забывать уроки прошлого.

В основе букв - наследие советского курсива, дополненное декоративными выносами и деталями, увязывающими всю надпись в единую живую систему. От корней - к побегам. От прошлого - к настоящему.
Для того, чтобы вдохнуть больше жизни, к работе над проектом присоединилась иллюстратор Анна Сурначева. Её руке принадлежат художественные детали и ещё большее переплетение образов прошлого, настоящего и будущего. Для нас обеих это был первый большой совместный проект и мы до конца не очень понимали, сможем ли подружить две, такие разные, реализации одной идеи. В какие-то моменты сложность и графичность букв брали верх, в какие-то - природа, и фраза покрывалась мхом и живностью. Но в итоге, нам удалось нащупать хрупкое равновесие и наша маленькая экосистема зажила своей уникальной жизнью, где для каждого есть место и каждый значим.
Мимолетность
Алена Хан
Плакат - попытка ухватить миги лета, их воздушность и нежность. Слово также читается через «Е», тогда смысл в том, как важно провести время так, чтобы еще одно лето не пролетело мимо. Например, поучаствовать в этом проекте, услышать и записать голос природы.

Жизнь ускоряется, и так здорово вдруг остановиться и рассмотреть оттенок зеленого или розового, и не здорово – понять, что уже опять июль и середина года. Тогда миг становится воспоминанием, если его заметить…
В композиции закономерно участвуют: колоски декоративного ячменя, семена которого распушаются и разлетаются как одуванчик; семена клёна, которые называются крылатками, и у них прямая связь с ветром.

Складывала травины в «мимолётность», а в голове крутилась «вечность» из «Снежной королевы», неслучайно.
Сильный слабого съест
Екатерина Лебедева
«В один присест сильный слабого съест» цитата из фильма «Облачный атлас» 2012 года.

Данная цитата является перефразированной версией Дарвиновского закона «выживает сильнейший». Эта работа о «внутренней кухне» природы, процессе внутри и межвидовой борьбы, которая не утихает не только в животном мире, но в такой же степени идет и под каждым листочком и цветочком. Природа создаёт бесконечное разнообразие форм жизни, которые приспосабливаются к существованию самыми необычайными способами. Иногда малейшее изменение может привести как к процветанию, так и к исчезновению целого вида.

Противоборство не только порождает самые приспособленные формы жизни, но вместе с тем создаёт уникальный баланс, позволяющий всем им существовать и продолжаться. Таким образом появляется естественная гармония. Такая гармония - не совершенство, высеченное в камне, а живая подвижная система, балансирующая сама себя. Каждая травинка и жучок прошли невероятно долгий путь, чтобы стать идеальным элементом сегодняшнего дня, и пройдут еще не мало метаморфоз, чтобы стать частью нового завтра.

Данная композиция является попыткой художественного осмысления агрессии в природе, как неотъемлемой части существования.
В человеческой культуре прямая агрессия в животной, насильственной форме становится всё более неприемлемой, но не может исчезнуть окончательно. Деградирует ли общество к старым формам агрессии или трансформирует ее в другие формы, такие как профессиональная конкуренция и стремление быть лучше, нельзя сказать точно. Однако, агрессия, очевидно, является важным элементом в этом вечном танце эволюции и его отрицание и табуирование может привести к неприятным последствиям.

Природа может быть как прекрасной, так и пугающей, такова её сущность. Это не хорошо и не плохо, но просто данность. В композиционном решении этой работы лежит мотив движения, взаимодействия и противоборства. Визуальное сходство с клубком змей должно создавать ощущение опасности. Образ переплетающихся животных вдохновлён буквицами звериного стиля в древнерусском и скандинавском искусстве. В процессе работы стилистика была упрощена и унифицирована ради читабельности и выразительности композиции. Разнообразие форм передаётся через различные орнаменты внутри букв, создающие эффект пестрого ковра. Красный и желтый - цвета, которые в природе сигнализируют об опасности, так же призваны подчеркнуть тему агрессии. У всех «зверей» одинаковые глаза, чтобы объединить их в единый процесс, в единый организм.
Что поливаешь - то и растет
Екатерина Фролова
Первый энергетический закон гласит: «куда внимание - туда и энергия» или можно перефразировать так, как откликнулось у меня: «Что поливаешь - то и растет!»

Все очень просто: то, чему я уделяю свое внимание, туда я отдаю свою энергию, то подпитываю и выращиваю в своей жизни. Ведь растет то, что мы поливаем, то за чем ухаживаем.

Квантовая физика, а так же гомеопатия, объясняет это так: «Подобное притягивает подобное». Все вокруг нас - энергия, так же как и мы сами. Состояние энергии характеризуется определенной частотой ее колебаний. Колебания энергии одной и той же частоты входят в резонанс, усиливаются и притягиваются. Это тот самый магнит, который отвечает нашим внутренним мыслям и притягивает к себе людей, обстоятельства, идеи, состояния.
Все начинается изнутри: наше равновесие с окружающим пространством происходит из внутреннего состояния. Растет именно там.

Сейчас на первый план выходят те состояния, о существовании которых мы даже не догадывались.

И нам, как никогда, нужно смотреть внутрь и слушать и слышать себя. Обращать внимание на то, что в нас рождается, что мы поливаем и что из этого получается , что растет (проявляется в жизни) . Важно помнить о том, что в природе все связано и мы все во взаимозависимости, во взаимообмене, вместе растем.
Гибкость
Ирина Шкитина
Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение
Ирина Каленова
Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение.
Антон Лигов (Леонид Исаакович Генцлер) (1924-1995)

Меня всегда вдохновляла тесная взаимосвязь природы, человека и всего живого. Думаю, в моей работе каждый увидит аналогию, которая ему наиболее близка. Для кого-то это тема контрастов, взаимодействие природы и человека, тема двойственности, а может быть, это и вовсе - тема личных границ или история выживания.

Для меня это про людей, про то, как важна не только открытость и искренность, но и самозащита. Доверие и умение замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживая свои.
Роза - символ красоты, притягательности, любви и чувств. С любой красотой нужно быть осторожным, трепетным и внимательным, как и с любым человеком.

Природа учит быть внимательнее к ней, но и учит понимать самого себя. Вдохновляет и вызывает восхищение. Созерцание окружающего мира помогает достичь чувства покоя и умиротворения. Наблюдая за природой, которая преодолевает трудности, возрождается и расцветает каждую весну, мы вдохновляемся на мечты и цели, а все проблемы временно отходят на второй план.
Гибкость
Екатерина Минеева